Конечно, всегда можно сказать, что это приоритетная задача МЧС, а не губернаторов и мэров. Но когда город затапливает из-за прорыва дамбы или поселок сгорает из-за лесного пожара, общество и СМИ обращают претензии к власти на местах, а не к представителям МЧС. Крайними - в том числе для федерального центра - все равно оказываются главы регионов, городов и районов.
Политическая цена провала в этом плане может оказаться очень высокой: так, в 2019 году губернатор Иркутской области Левченко был вынужден уйти досрочно в отставку из-за неспособности справиться с последствиями паводков. Если ситуация «на земле» выйдет из-под контроля, не помогут разговоры о невиданном за 50, 100, 200 лет наводнении или лесном пожаре.
Как региональной власти осуществлять менеджмент стихийных бедствий?
Во-первых, не надеяться на авось.
Периодический объективный мониторинг рисков и угроз в этой сфере позволит избежать ситуаций вроде внезапного прорыва дамб, которые по бумагам числятся в полном порядке. Затраты на такой мониторинг всегда будут во много раз меньше, чем расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Помочь тут может и внедрение новых информационных технологий. Так, в республике Якутия мониторинг угрозы лесных пожаров осуществляется специальным программным комплексом.
Во-вторых, нужно заранее создать специализированный региональный штаб.
Два основных вида стихийных бедствий в нашей стране - наводнения во время весенних паводков и лесные пожары летом - достаточно предсказуемы по времени. К ним можно заблаговременно подготовиться. Главной задачей штаба будет объединение усилий государственных и общественных структур по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Например, в 2022 очень хорошо показал себя региональный штаб в Карелии, занимающийся профилактикой и тушением лесных пожаров. Штаб управлял единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в республике, включающую подразделения МЧС, Росприроднадзора, МВД, Минздрава, лесничеств и других структур. Особенность работы штаба в Карелии - регулярное проведение учений по отработке тактики борьбы с паводками и лесными пожарами.
В-третьих, использовать позитивный опыт других регионов.
Так, колоссальный опыт по борьбе как с паводками, так и с лесными пожарами накоплен в Якутии. Своевременное знакомство с ним было бы полезным для других российских регионов, сталкивающихся с теми же самыми угрозами. Главные составляющие якутского опыта - это опережающие вложения в борьбу со стихийными бедствиями (закупка новой техники, усиление кадрового состава спасателей) и приоритет защите населенных пунктов. В итоге в прошлом 2023 году в Якутии площадь пожаров сократилась в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом, при этом более 80% из них удалось удержать на отдалении от населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
Не надеяться на «авось и пронесет», заранее создать штаб для противодействия угрозам, заимствовать позитивный опыт других регионов, делать акцент на защите населенных пунктов - вот реальный рецепт того, чтобы стихийное бедствие в регионе не оказалось политической катастрофой для региональной власти.
Политическая цена провала в этом плане может оказаться очень высокой: так, в 2019 году губернатор Иркутской области Левченко был вынужден уйти досрочно в отставку из-за неспособности справиться с последствиями паводков. Если ситуация «на земле» выйдет из-под контроля, не помогут разговоры о невиданном за 50, 100, 200 лет наводнении или лесном пожаре.
Как региональной власти осуществлять менеджмент стихийных бедствий?
Во-первых, не надеяться на авось.
Периодический объективный мониторинг рисков и угроз в этой сфере позволит избежать ситуаций вроде внезапного прорыва дамб, которые по бумагам числятся в полном порядке. Затраты на такой мониторинг всегда будут во много раз меньше, чем расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Помочь тут может и внедрение новых информационных технологий. Так, в республике Якутия мониторинг угрозы лесных пожаров осуществляется специальным программным комплексом.
Во-вторых, нужно заранее создать специализированный региональный штаб.
Два основных вида стихийных бедствий в нашей стране - наводнения во время весенних паводков и лесные пожары летом - достаточно предсказуемы по времени. К ним можно заблаговременно подготовиться. Главной задачей штаба будет объединение усилий государственных и общественных структур по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Например, в 2022 очень хорошо показал себя региональный штаб в Карелии, занимающийся профилактикой и тушением лесных пожаров. Штаб управлял единой системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в республике, включающую подразделения МЧС, Росприроднадзора, МВД, Минздрава, лесничеств и других структур. Особенность работы штаба в Карелии - регулярное проведение учений по отработке тактики борьбы с паводками и лесными пожарами.
В-третьих, использовать позитивный опыт других регионов.
Так, колоссальный опыт по борьбе как с паводками, так и с лесными пожарами накоплен в Якутии. Своевременное знакомство с ним было бы полезным для других российских регионов, сталкивающихся с теми же самыми угрозами. Главные составляющие якутского опыта - это опережающие вложения в борьбу со стихийными бедствиями (закупка новой техники, усиление кадрового состава спасателей) и приоритет защите населенных пунктов. В итоге в прошлом 2023 году в Якутии площадь пожаров сократилась в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом, при этом более 80% из них удалось удержать на отдалении от населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
Не надеяться на «авось и пронесет», заранее создать штаб для противодействия угрозам, заимствовать позитивный опыт других регионов, делать акцент на защите населенных пунктов - вот реальный рецепт того, чтобы стихийное бедствие в регионе не оказалось политической катастрофой для региональной власти.