Новости

Взаимоотношения России и стран СНГ: итоги 2024 года

Интересно рассмотреть их через призму числа контактов на уровне глав государств — этот показатель неизбежно отражает статус межгосударственных отношений в целом.

Больше всего Владимир Путин встречался с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Результат довольно ожидаемый: Минск является ближайшим союзником Москвы, и степень интеграции между странами довольна высока — помимо СНГ страны связывает ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и двустороннее Союзное государство.

На втором месте — Казахстан. Отношения Москвы и Астаны, несмотря на некоторую недосказанность, продолжают оставаться на довольно высоком уровне. Одной из главных тем в российско-казахстанском диалоге может быть вопрос строительства первой АЭС в Казахстане, к чему Россия проявляет значительный интерес. Уникальные возможности «Росатома» подчеркивал лично Владимир Путин во время государственного визита в Казахстан в ноябре.

На одном уровне находится число встреч президентов России и Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана. Думается, что в случае Баку не последнюю роль сыграли последствия завершения конфликта в Нагорном Карабахе, а также общие интересы на Каспии. Что касается Ташкента и Душанбе, то отношения видятся довольно стабильными — это же подтверждает и стабильное число встреч глав государств. Но немного реже, чем в прошлом году, российский лидер встречался со своим киргизским коллегой — это четвертое место в общем списке.

Реже всего Владимир Путин встречался с лидерами Туркмении и Армении. В первом случае это не вызывает большого удивления — со времен распада СССР сверхбогатый газом Туркменистан выбрал нейтральный курс, замкнувшись, что называется, внутри себя. Даже в СНГ Ашхабад представлен как ассоциированный, а не действительный член.

С Арменией же ситуация куда сложнее — одиозный премьер Никол Пашинян, пришедший к власти в результате уличных протестов, продолжает вести едва ли дружественную политику по отношению к России. Отказ Еревана от сотрудничества в рамках ОДКБ, стремление к евроатлантической интеграции и периодические выпады в адрес России — и значительное уменьшение числа контактов на уровне руководителей стран. Единственная страна СНГ, чей лидер не приезжал и не принимал Владимира Путина в рамках двусторонних визитов в 2024 году — это Армения.

Формально не вышедшая из СНГ Молдова в 2024 году пережила второе воцарение Майи Санду, чей откровенно прозападный и прорумынский курс усиливает дистанцирование республики от России. А вот не являющаяся членом СНГ даже формально Грузия, напротив, продемонстрировала любопытный пример «отворота от Запада».

Можно констатировать, что в целом отношения России и стран СНГ развиваются с разной степенью успешности. В конечном итоге влияние РФ на бывшие союзные республики будет зависеть от того, насколько сильными окажутся позиции Москвы по итогам СВО. С учетом участившейся риторики о необходимости мирных переговоров это может выясниться довольно скоро.