Политическая экспертиза социально-экономического развития регионов арктической зоны РФ
1. Актуальность исследования
Актуальность проведения исследования обусловлена тем, что социально-экономическое развитие арктических регионов является важным направлением внутренней политики государства. Определен ряд стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере социально-экономического развития (основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу утверждены Президентом РФ 18 сентября 2008 г. N Пр-1969).
Среди них:
Укрепление добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества;
1
Содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике;
2
Активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблеме;
3
Улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
4
Развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;
5
Модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
6
2. Задачи, объект и предмет исследования
Задачи исследования:
1
Оценка экспертами уровня социально- экономического развития регионов Арктической зоны РФ.
2
Определить основные составляющие образа будущего Арктического субъекта РФ на примере ЯНАО, перспективы регионального развития.
3
Выявление стратегических приоритетов государственной политики РФ в Арктике в сфере социально-экономического развития до 2020 года.
4
Обозначение точек роста экономики регионов Арктической зоны РФ.
5
Анализ проблемных зон и стратегических рисков для социально-экономического развития региона.
Объект исследования
политологи, журналисты, эксперты, занимающиеся проблематикой развития Арктической зоны РФ и ЯНАО. Всего в экспертном опросе принял участие 41 эксперт.
Предмет исследования
оценка экспертами особенностей и стратегии развития Арктики и Ямало- Ненецкого АО.
Метод исследования
качественные экспертные интервью.
3.Список экспертов
№;ФИО;Организация;Должность
1;Винокурова Екатерина;Znak.com;Политический обозреватель
2;Галлямов Аббас;;Политолог
3;Гонтмахер Евгений;Институт мировой экономики и международных отношений РАН;Заместитель директора по научной работе
4;Жарихин Владимир;Институт стран СНГ;Заместитель директора
5;Журавлев Дмитрий;Институт региональных проблем;Директор
6;Зубаревич Наталья;МГУ им. М.В. Ломоносова;Профессор кафедры экономической и социальной географии России
7;Ильина Ирина;ВШЭ;Заведущая кафедрой управления развитием территорий и регионалистики
8;Казанков Григорий;;Политтехнолог
9;Ким Сергей;Московский городской университет управления Правительства Москвы;Профессор кафедры менеджмента
10;Колосов Владимир;Институт географии РАН;Зам. директора
11;Королев Петр;;Политолог
12;Кудашев Владимир;Партия «Родина»;Советник
13;Кузнецов Глеб;ИЭСИ;Член экспертного совета
14;Кузьмин Алексей;Институт гуманитарных политических исследований;Зам. директора
15;Курбангалеева Екатерина;АНО «НИЦ "Особое мнение"»;Директор, член общественной палаты РФ
16;Кустарин Игорь;Агентство стратегических инициатив;Директор направления «Развитие регионов»
17;Кынев Александр;Департамент политических наук ВШЭ;Доцент
18;Максимов Андрей Альбертович;РАПК;Член правления
19;Максимов Андрей Николаевич;Общественная палата РФ;Председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению
20;Мартынов Алексей;Международный институт новейших государств;Директор
21;Матвейчев Олег;ВШЭ;Профессор
22;Минтусов Игорь;РАПК;Член правления
23;Модин Руслан;Центр стратегического консультирования «Прогресс-коммуникации»;Управляющий партнер
24;Нейжмаков Михаил;Центр анализа международной политики Института глобализации и социальных движений;Руководитель
25;Пожалов Александр;Институт социально-экономических и политических исследований;Директор по исследованиям
26;Поляков Сергей;Центр социально-политических исследований и проектов;Директор
27;Потуремский Виктор;Центр стратегического планирования;Генеральный директор
28;Салин Павел;Центр политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ;Директор
29;Синцеров Леонид;Институт географии РАН;Зав. лабораторией географии мирового развития
30;Скуфьина Татьяна;Институт экономических проблем им. Г. П. ЛузинаКольского научного центра РАН;Врио директора института
31;Смирнов Вячеслав;;Политтехнолог
32;Сморчкова Вера;Центр социального развития российского Севера, Совет по морской деятельности при губернаторе ЯНАО, РАНХиГС;Исполнительный директор член совета, профессор
33;Стрелецкий Владимир;Институт географии РАН;Зав. отделом социально-экономической географии
34;Титков Алексей;Высшая школа экономики;Доцент факультета социальных наук / Департамент политической науки
35;Туровский Ростислав;МГУ имени М.В. Ломоносова;Профессор кафедры российской политики
36;Федоров Георгий;Центр социальных и политических исследований «Аспект»;Президент
37;Ханас Петр;Дальневосточный консалтинговый центр;Директор
38;Ханов Гай;Коммуникационный холдинг «Паблисити»;Председатель совета директоров
39;Шаповалов Владимир;МПГУ;Зам. директора института истории и геополитики
40;Шулаев Владислав;АГТ;Директор по продвижению территорий и стратегическим коммуникациям
41;Шульман Екатерина;Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;Доцент кафедры государственного управления
Экспертам предложили выбрать наиболее приоритетные направления социально-экономического развития АЗ РФ:
реализация крупных инфраструктурных проектов;
социальная политика в комплексе;
реализация стратегии импортозамещения;
развитие АПК;
привлечение иностранных инвесторов;
развитие туризма;
реализация программы переселения;
трудоустройство молодежи;
свой вариант ответа.
По итогам опроса приоритеты распределились следующим образом:
4. Ключевые выводы
Лидер среди регионов Арктической зоны РФ — ЯНАО.
Арктическую зону нужно осваивать за счёт инфраструктурных проектов федерального значения. Проекты в стадии строительства только на Ямале — порт Сабетта и Северный морской путь, «Энергия Арктики» (ж/д Надым-Салехард и Бованенково-Сабетта; развитие ледокольного флота).
Развитие перерабатывающих мощностей вблизи мест добычи — наиболее эффективный способ диверсификации экономики сырьевых регионов (заводы СПГ, НПЗ, ГПЗ, проекты «Сибур» и др.)
Геополитически важно оседлое освоение Арктики. Поэтому для удержания людей нужна широкая социальная программа. Самый социально защищённый регион — ЯНАО (более 100 мер поддержки, из них 60% региональные)
Проблемы: высокая стоимость ЖКХ (приходится сдерживать средствами регионального бюджета); высокий фонд аварийного ветхого жилья, накопленного в период советского форсированного освоения севера; отсталость транспортной инфраструктуры не позволяет эффективно вовлекать в добычу перспективные группы месторождений.
5. Общие выводы исследования
Опрошенные эксперты отмечают неоднородность социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Выделить какую-то единую социально- экономическую характеристику для всей зоны представляется крайне затруднительным.
Эксперты отмечают, что факт создания гос.институтов по развитию Арктики — свидетельство того, что на федеральном уровне развитие макрорегиона воспринимается как приоритет.
В целом ситуацию в Арктической зоне эксперты определяют в качестве благополучной и оценивают ее лучше, чем в среднем по России.
Многие эксперты высказывают точку зрения о том, что ресурсная специализация северных регионов должна сохраниться. При этом отмечается возросшая роль переработки углеводородов.
“
Говорить о зоне в целом как о едином каком-то пространстве сейчас невозможно в силу неравномерности заселения, социально-экономического развития и хозяйственной деятельности. На мой взгляд, если говорить о стратегических целях, то имеет смысл ставить цель «выравнивания» этого социально-экономического развития арктической зоны.
—Кузнецов Глеб, ИЭСИ, Член экспертного совета
Подавляющее большинство экспертов называют Ямало-Ненецкий автономный округ лидером региона..
В качестве одной из действенных мер по реализации государственной политики в Арктике эксперты предлагают предоставить региону максимальные свободы по реализации социально-экономической политики.
Явными доминантами в теме приоритетов социального и экономического развития ЯНАО стали реализация крупных инфраструктурных и промышленных проектов, социальная политика в комплексе.
В качестве отдельного направления транспортной политики эксперты отмечают необходимость активного развития региональных авиалиний и малой авиации в качестве временной альтернативы дорогому строительству железнодорожных веток и автомобильных дорог.
“
Cам факт того, что даже на административном уровне создаются специальные механизмы, институты, свидетельствует о том, что развитие макрорегиона является приоритетом на федеральном уровне
—Кустарин Игорь, Агентство стратегических инициатив, Директор направления «Развитие регионов»
Эксперты говорят о необходимости обеспечения комфортных условий жизни в регионе для всех категорий населения: постоянно проживающих, вахтовиков, представителей коренных народов Севера.
Некоторые эксперты рассматривают регион исключительно как территорию для вахтовиков, совершенно не пригодную для постоянного проживания. В этой связи они отмечают, что создание арктической инфраструктуры должно проходить с учетом этой особенности.
Развитие таких направлений социальной политики, как трудоустройство молодёжи и образование, возможно в условиях государственно- корпоративного партнерства и участия бизнеса в образовательной системе.
Здравоохранение в регионах Арктической зоны должно быть ориентировано на повышение производительности труда — диспансеризацию и превентивную реакцию на возможные заболевания, сказывающиеся на трудоспособности.
“
Регионы Арктической зоны наиболее обеспечены по сравнению со средними показателями по регионам Российской Федерации.
—Смирнов Вячеслав, Политтехнолог
Развитие агропромышленного комплекса эксперты видят в русле самообеспечения региона продуктами питания, сохранения традиционных условий жизни коренных народов Севера и встраивания их в экономику региона.
Производство продуктов на местах может стать перспективным направлением АПК региона.
Инвестиционные проекты могут способствовать межгосударственному сближению и установлению доверительных контактов с другими странами. В этом смысле то, что делается на Ямале, укрепляет репутацию Российской Федерации на международной арене.
В качестве одного из вариантов реализации программы переселения эксперты предлагают проанализировать зарубежный опыт северных стран. Их политику в отношении территории, где проживание «идет» в основном вахтовым методом. Примерами могут стать Канада, Гренландия, Северная Финляндия, Норвегия с их реализацией мобильного, модульного строительства.
“
Среди регионов Арктической зоны, на мой взгляд, ЯНАО даже без приукрашивания выделяется в лучшую сторону. Он занял ключевую, центральную во всех смыслах позицию в Арктической зоне: и в географическом, и в плане роли драйвера экономического развития.
—Туровский Ростислав, МГУ имени М.В. Ломоносова, Профессор кафедры российской политики
Большинство экспертов сходятся во мнении, что основными точками роста экономики ЯНАО являются добыча и поставка углеводородов, а также реализация инфраструктурных проектов.
Подавляющее число экспертов позитивно характеризуют влияние крупных инфраструктурных проектов на социально-экономическое развитие региона
Основным негативным моментом являются экологические угрозы. Однако часть экспертов считает, что ущерб, наносимый окружающей среде, неизбежен. Он минимален вследствие применения современных технологий. Плюсы во много раз перевешивают минусы.
В качестве основной проблемы региона эксперты выделяют узкую специализацию экономики региона, отсутствие диверсификации.
“
На мой взгляд, однозначно ЯНАО здесь задает тон и является явным лидером. У региона достойный губернатор, обладающий лучшими человеческими качествами. То, что демонстрирует ЯНАО на своем уровне, — это огромное серьезное вложение именно в стратегию на региональном уровне по освоению Арктики.
—Ханов Гай, Коммуникационный холдинг «Паблисити», Председатель совета директоров
Один из относительно отдаленных, но заслуживающих внимания рисков — выработка месторождений.
Большинство экспертов оценивают уровень социального самочувствия как высокий, выше среднего по стране. Динамика этого показателя останется неизменной.
Большинство экспертов не видит возможности развития массового туризма по причине суровых климатических условий и транспортного барьера. На текущий момент стоимость поездки высока, а в этом ценовом сегменте много более интересных предложений с точки зрения потребителя. Эксперты отмечают перспективы экстремального, экзотического, гастрономического и этнического туризма.
Многие эксперты отметили, что программа должна базироваться на развитии топливно-энергетического комплекса и реализации транспортно-инфраструктурных проектов.
Приложение 1. Прочие комментарии экспертов
Инфраструктурные проекты
"Развитие инфраструктурных проектов — номер один безусловно. Мне кажется, ЯНАО дает фору всем именно в отношении создания инфраструктуры для развития, потому что кто же еще будет заниматься этим, если не власть на местах".
Гай Ханов
«Инфраструктура, под которой я подразумеваю транспортную доступность и дорожную сеть, продолжая настаивать на том, — это система кровоснабжения любого региона. И это сфера ответственности именно государства. Это не то, откуда и ему надо уходить, как из большинства других сфер, это сфера, где ему надо наоборот присутствовать».
Екатерина Шульман
«Создавать инфраструктуру, реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, которые, в свою очередь, дадут возможность этим людям — местным жителям — развивать свои территории. Я думаю, что именно такой подход в среднесрочной перспективе даст максимальный толчок развитию этих территорий».
Алексей Мартынов
Защита КМНС и традиционного природопользования
«Это агропромышленный комплекс. Оленеводство в части поддержки коренных малочисленных народов. Их надо поддерживать, это правильно».
Наталья Зубаревич
«Мне кажется очень перспективным направление АПК. Именно в «северном» ключе. Развитие в первую очередь животноводства. В том числе восстановление и развитие традиционного разведения оленей».
Виктор Потуремский
«С точки зрения закрытия внутренних потребностей — это очень хорошая промежуточная цель. Оленеводство и рыболовство можно рассматривать как важные направления, которыми не просто занимается коренное население, а которые могут стать именно источником дохода для бюджета. Конечно, еще должна быть переработка пищевая. Т. е. не везти мясо сюда, потому что не так много специалистов, которые могут правильно приготовить северную рыбу или оленя. А строить какие-то небольшие перерабатывающие комплексы и, собственно, продавать какую-то готовую продукцию».