15 июля 2016 года вступили в действие новые поправки к законодательству о торговле (№273-ФЗ от 3.07.2017). Законодательные изменения серьезно повлияли на ситуацию в отрасли. В данном исследовании проводится экспертный анализ результатов внесения поправок в закон о торговле.
Качественная оценка экспертным сообществом причин и условий принятий поправок в Закон о торговле в 2016 году, их эффективности и влияния на отношения между участниками потребительского рынка.
30 экспертов, вовлеченных в проблематику госрегулирования потребительского рынка на протяжении не менее 7 лет:
Восприятие экспертами текущих особенностей развития и регулирования потребительского рынка РФ в сегменте розничной сетевой торговли продуктами питания.
экспертные интервью.
июль-август 2017 года.
Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Федеральная антимонопольная служба, Общероссийский Народный Фронт, Комитет по развитию потребительского рынка ТПП РФ, Объединение потребителей России, Союз потребителей России, Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка, «Деловая Россия», Картофельный союз, Рыбный союз,Союз Независимых Сетей России, АКОРТ, КоммерсантЪ, Журнал «Эксперт», Российская ассоциация по связям с общественностью, ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС, Экспертный совет при Правительстве РФ
Закон принят в максимально жесткой редакции. Аргументы экспертов и представителей бизнеса не услышаны и не учтены.
Закон ликвидировал проблему фальш-маркетинга, одновременно лишив сети фактических возможностей оказания маркетинговых услуг производителям.
Поставщики, особенно главные бенефициары – крупные оптовики и производители товаров длительного хранения (в том числе алкоголя), получили выигрыш в оборотном капитале за счет уменьшения отсрочки платежей. При этом от сокращения сроков наиболее сильно пострадали региональные и местные сети. Норма рассматривается как несбалансированная.
Закон сравнивается с Актом Галлана во Франции, принятом в 1996 году и приведшем к росту потребительских цен и консолидации ритейла. Он был впоследствии скорректирован с большими потерями для потребительского рынка.
Необходимо повернуть вектор государственной политики с изменения закона о торговле на обеспечение роста экономики и платежеспособного спроса населения, который является частью реализации доктрины продовольственной безопасности. Считают, что большинство вопросов между поставщиками и торговыми сетями должны решаться в переговорном процессе, а противодействие недобросовестным практикам осуществляться путем саморегулирования.
Одним из бенефициаров должен стать потребитель, по факту этого не произошло.
Развитие торговли в части государственного регулирования должно идти по пути стимулирования развития альтернативных форм торговли, в том числе через Интернет.
Философия жесткого правового регулирования отрасли вступает в противоречие с естественными целями бизнеса и необходимостью развития правосознания всех его участников.
Избыточно скоропостижное и не всегда продуманное изменение регулирования отрасли может наносить ей прямой ущерб, снижая инвестиционную привлекательность и ухудшая возможности долгосрочного планирования развития в сфере розничной сетевой торговли.
Отмечается, что закон, регулирующий одну из важнейших отраслей экономики, был принят без учета проведенной экономической экспертизы.
Считают, что принятие закона было частью предвыборной активности депутатов.
Отмечают, что сфера торговли не требует специального жесткого регулирования со стороны государства на уровне законов прямого действия, соответствующих ограничений и предписаний.
Уверены, что одним из наиболее важных последствий поправок в закон о торговле, принятых в 2016 году, может стать сокращение ассортимента продуктов и осложнение выхода на рынок, попадания на «полку» торговых сетей продуктов под новыми торговыми марками, новых производителей, а также новых продуктов как таковых.
Не считают изменения сроков отсрочки оплаты поставщикам существенным изменением.
Исследование рынка продуктового ритейла: / 13 краткое содержание отчета по экспертному опросу
Не считают, что закон должен существенно навредить торговым сетям, так как они являются надежным каналом сбыта, в котором заинтересованы производители.
Поддерживают аргументацию идеи моратория на дальнейшее изменение регулирования отрасли.
Эксперты отмечают сохранение серьезного влияния экономического кризиса на потребительское поведение. Но в отдельных сегментах производства имеется тенденция восстановительного роста.
Эксперты отмечают запрос на стабильность цен, который особенно остро звучит на фоне снижения платежеспособного спроса со стороны населения. При этом российские производители справедливо отмечают собственную высокую зависимость от импорта оборудования, технологий и ингридиентов на фоне девальвации рубля.
Проникновение федеральных торговых сетей не только в крупнейшие города, но и более глубоко в регионы обусловлено тем, что они представляют собой технологически более развитую современную форму обеспечения продовольственной безопасности на межрегиональном уровне, эффективно решают задачу выравнивания стандартов жизни.
Эксперты отмечают, что большое количество федеральных и региональных сетей способствует высокой конкуренции на рынке. Одним из результатов становится высокий уровень ценовой конкуренции и демпинга, который позволяет потребителям экономить.
Импортозамещение реализуется в двух направлениях:
Эксперты отмечают, что сетевой вектор развития розничной торговли является объективным экономически обусловленным трендом, на который не должно влиять государственное регулирование этой сферы. При этом они отмечают, что сетевая торговля все равно имеет свои границы роста и всегда в потребительской сфере будут оставаться и другие форматы.
Одним из важных направлений развития продовольственного обеспечения россиян является поддержка и увеличение оборота фермерских хозяйств и производимой ими продукции. Это возможно как за счет создания собственных розничных точек, так и сотрудничества с торговыми сетями.